12 марта 2024 года Конституционным судом Российской Федерации вынесено определение №551-О, в рамках которого суд указал на то, что отношения, возникающие в связи с призывом и прохождением военной службы по мобилизации, требуют особого правового регулирования, поэтому положения законов, применяемых при регулировании военной службы в обычных условиях, не могут продолжать формально применяться и в военное время.
Искандаров Б.И. обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой, в которой оспаривал конституционность пунктов 1 и 3 ст. 53 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998.
При этом заявитель жалобы подвергает сомнению правильность применения судами положений ст. 53 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", так как с учетом действующего режима частичной мобилизации необходимо руководствоваться положениями ст. 49 того же закона, которыми установлен предельный возраст пребывания на военной службе в мирное время при обычных условиях.
Причиной обращения с вышеуказанной жалобой послужило решение об отказе в удовлетворении административного иска Искандарова Б.И. о признании незаконным бездействия командующего Черноморским флотом по его увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста. Указанный судебный акт также был оставлен без изменения судами вышестоящих инстанций.
В обоснование своих выводов суды трех инстанций указали, что увольнение военнослужащего в период мобилизации по возрасту не тождественно увольнению в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Судами при рассмотрении дела было установлено, что Искандаров Б.И. проходил военную службу в должности заместителя командира по воспитательной работе с воинским званием «майор», и 22.04.2004 был уволен в запас в связи с истечением срока контракта.
26.09.2022 административный Истец был призван на военную службу по мобилизации в возрасте 51 года и назначен на должность заместителя командира воинской части, однако мобилизованный обратился с рапортом об увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста, ссылаясь на положения подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" и ст. 49 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Письмом начальника Управления кадров Черноморского флота командиру воинской части со ссылкой на положения ст. 53 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" сообщено об отсутствии оснований для увольнения Искандарова Б.И. с военной службы в связи с недостижением им предельного возраста пребывания в запасе, а не пребывания на военной службе, как прямо указано в Указе Президента РФ от 21.09.2022 N 647.
Согласно подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" в качестве одного из оснований для увольнения военнослужащих в период мобилизации является достижение ими предельного возраста пребывания на военной службе.
Статьей 49 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" для военнослужащего с воинским званием «майор» установлен предельный возраст пребывания на военной службе – 50 лет. В соответствии с ч. 3 той же статьи с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может заключаться новый контракт.
При этом согласно ч. 1 ст. 53 того же Федерального закона для этого же воинского звания установлен другой предельный возраст пребывания в запасе – 65 лет. В соответствии с ч. 3 этой же статьи гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе переводится военным комиссариатом либо иным органом, осуществляющим воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.
Буквальное толкование подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" дает основания полагать, что при определении предельного возраста прохождения военной службы по мобилизации необходимо руководствоваться положениями ст. 49, а не ст. 53 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Однако Конституционный Суд РФ, применив телеологический способ толкования норм права, указал, что положения ст. 49 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" применяются при регулировании правоотношений, возникающих в связи с прохождением военной службы в мирное время при обычных условиях.
По мнению Конституционного Суда, отношения, возникающие в связи с призывом и прохождением военной службы по мобилизации, требуют особого правового регулирования, поэтому положения законов, применяемых при регулировании военной службы в обычных условиях, не могут продолжать формально применяться и в военное время. Иное не будет обеспечивать поддержание такого уровня комплектования Вооруженных Сил РФ кадрами, который обеспечивал бы сохранение боеспособности воинских подразделений в конкретных исторических условиях и возможность эффективного выполнения стоящих перед ними задач.